Поиск источников и доноров устойчивости тритикале к грибным болезням из коллекции Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР) привел к выделению большого количества резистентных форм. Для подтверждения селекционного значимого уровня устойчивости необходима периодическая переоценка материала при использовании для инокуляции популяций патогенов, собранных в разные годы в конкретном регионе. Изучили прогрессирующую устойчивость 187 образцов тритикале из коллекции ВИР к мучнистой росе, листовой ржавчине, септориозу, темно-бурой листовой пятнистости. Ранее (2008–2024 годы) в отечественной научной литературе эти образцы были описаны как высокоустойчивые к листовой ржавчине – 76, темно-бурой листовой пятнистости – 64, септориозу – 29 и мучнистой росе – 39. По результатам опыта все образцы были восприимчивы к листовой пятнистости и септориозу. Из 76 образцов только 28, выделенных ранее в наших работах, подтвердили высокий уровень резистентности к листовой ржавчине. Из 39 образцов, описанных как высокоустойчивые к мучнистой росе, в данной работе по результатам четырех независимых опытов только семь подтвердили резистентность. Выявленные устойчивые образцы рекомендуем применять в качестве действительных источников в селекции тритикале на иммунитет. Таким образом, на тритикале подтверждается вывод, ранее сделанный для других зерновых культур, о восприимчивости к болезням большинства образцов, описанных в отечественной литературе как высокорезистентные к ним. Для выделения надежных источников устойчивости к грибным болезням растительный материал необходимо изучать не менее чем в четырех независимых экспериментах при инокуляции в одних и тех же условиях среды, и как минимум один дополнительный раз при смене популяций для инокуляции. Недопустимы оценки устойчивости при использовании «бензимидазольной» методики, а при заражении семибиотрофными грибами ранние (три-пять суток после инокуляции) оценки пораженности.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации